Интернет-магазин:  +7 (499) 400-02-80 


Поиск

ru_vobis

ru_vobis

ru_vobis

Анализ первого независимого тестирования онлайн сервисов «пробки» в Москве.

Проблемы существующих сервисов и перспективы их развития.
Введение

23 декабря 2009 года интернет-сообщество «GPS-клуб» (http://gps-club.ru) совместно с компанией «M2M Телематика» и Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС Форум» организовали первое в России независимое тестирование всех on-line сервисов «пробки», используемых в персональных автомобильных навигаторах PND и коммуникаторах для Московского региона.

Основной целью ставилась задача проверки существующих сейчас систем навигации в отношении их эффективности для проезда по Москве с учетом дорожной обстановки.

Тестирование проводилось с прямой трансляцией перемещений участников через интернет-систему мониторинга, поэтому любой желающий мог наблюдать за процессом тестирования через сайт M2M Телематики (www.m2m-t.ru). Помимо этого, по-окончании тестирования на том же сайте были доступны логи перемещений каждого участника, что позволило провести более детальный анализ результатов уже после тестирования.

Был выбран следующий способ тестирования. Из одной точки в черте города, в одно время стартуют одновременно все машины с командами, состоящими водителей, представителей компаний тестируемых навигационных программ и наблюдателей от других компаний, журналистов и представителей форумов. Каждой команде необходимо проехать одну и ту же промежуточную точку назначения, вернувшись после этого к точке старта. Точка назначения до начала тестирования была неизвестна, и выбиралась жеребьевкой из 5-ти возможных точек, придуманных заранее.

Командам было предписано двигаться строго по построенному навигационной программой маршруту, кроме случаев, когда маршрут противоречит ПДД (в этих случаях начисляются штрафные баллы). Там, где маршрут противоречил ПДД, команде предписывалось игнорировать маршрут и продолжать движение без нарушения ПДД, при этом, после автоматического перестроения маршрута, команда была обязана двигаться строго по перестроенному маршруту.

Соблюдение ПДД являлось обязательным, в особенности скоростной режим, а также запрет движения по обочине и по разделительной полосе.

Целью было доехать до промежуточной, а затем до конечной точки назначения за минимальное время. При этом маршрут навигационных программ может автоматически перестраиваться по актуальной «пробочной» информации, поступающей с серверов испытываемых систем. Кроме того, к тестированию были привлечены и навигационные системы, пока не имеющими сервиса пробок в России, благодаря чему появилась возможность сравнивать эффективность пробкосервисов не только друг с другом, но и с навигацией без пробкосервисов.

В качестве стартовой точки было выбрано место недалеко от 14-го километра МКАДа рядом с торговым центром «МЕГА Белая Дача» (N55°39?22?, E37°50?45?). Это же место являлось и точкой финиша. В качестве промежуточной точки назначения была выбрана Шереметьевская улица в районе дома 32 (т. к. на большинстве карт такого пока нет, в качестве альтернативы использовался дом 9 корпус 2).

В тестировании приняли участие следующие программы:

  • Сити Гид (City Guide) (сервис Probki.net)
  • Автоспутник (сервис Яндекс. Пробки)
  • Навител (сервис Навител. Пробки)
  • Навиком (эксклюзивный дистрибьютор Garmin в России)
  • PocketGis (сервис «Пробковорот»)
  • TomTom (без on-line сервиса «пробки»)
  • ПроГород (без on-line сервиса «пробки»)

Наиболее известными участниками рынка навигационных систем с учетом пробок в Москве являются Автоспутник, Ситигид и Навител. Менее известна система PocketGIS, т. к. она не поступает в коммерческую продажу, однако на ней запущен свой пробкосервис по времени ранее других участников рынка навигационных систем в Москве.

Автоспутник. Система, давно существующая на Московском рынке. Сейчас получает данные с широко известного сервиса Яндекс. Пробки, а также является одним из поставщиков информации о передвижении пользователей программы для сервиса Яндекс. Пробки

СитиГид. Система, изначально развивавшаяся в Питере, теперь работает и в Москве. Имеет свой пробкосервис, основанный на обработке информации о перемещении ее же пользователей. Информация от системы также показывается на сайтах probki.net и mail.ru

Навител. Пожалуй, самая известная и популярная на текущий момент навигационная система на Российском рынке. Сервис пробок запустила относительно недавно: в конце 2008 года. Сервис получает данные от своих же пользователей. Характерным отличием сервиса от других является покрытие данными о пробках большого количества регионов и низкий трафик данных о пробках.

Навиком. Использует навигаторы Garmin. Данные о пробках поставляются с сервера probki.net, являющего сервисом СигиГида, далее информация о пробках через RDS-TMC транслируется в навигационные устройства Garmin.

PocketGIS. Использует специально разработанный сервис Пробковорот. Сервис получает информацию о перемещении, прежде всего, пользователей программы PocketGIS, используя ее как для построения «онлайн»-картины дорожной обстановки, так и для накопления статистических данных. Для построения картины дорожной обстановки одновременно используются и свежие «онлайн»-данные от пользователей в пути, и данные от статистического анализа истории перемещений пользователей в аналогичное время аналогичных дней. В дополнение к этому используются данные от диспетчера.
В тестировании принимали участие две команды от PocketGIS в связи с тем, что система Пробковорот поддерживает две карты от разных поставщиков: от Геоцентр-Консалтинг и от проекта бесплатных карт Open Street Map (openstreetmap.org). Команда с именем «PocketGIS» использовала карту от Open Street Map со стратегией «Компромисс» (стратегия, по возможности избегающая длинных маршрутов), команда с именем «PocketGIS-2» использовала карту от Геоцентр-Консалтинг со стратегией «Быстрее» (стратегия, наиболее склонная к экономии времени). Различные стратегии использовались для снижения вероятности получения одинаковых маршрутов для обеих команд.

TomTom. Известнейшая в мире навигационная система. В Москве пробки не поддерживаются. Фирменная система IQ Routes в Москве пока не действует. Поэтому маршруты, предлагаемые программой в Москве, учитывают лишь скорости дорог, прописанные в картах Tele Atlas.

Прогород. Недавно анонсированная на российском рынке навигационная система, для которой подготавливается пробкосервис, базирующийся на оригинальной технологии слежения за перемещениями мобильных телефонов. Однако этот сервис пока не запущен, поэтому программа ориентируется только на данные, заложенные в используемой карте.
Результаты заезда

Далее, последовательно проанализируем результаты и подробно изучим маршруты каждого участника.
Первые места: PocketGIS-2, PocketGIS, TomTom, ПроГород.

Точка старта/финиша находилась в районе юго-восточной части МКАД, промежуточная точка — в районе северной части ТТК. Как и ожидалось, маршруты команд «TomTom» и «Прогород» двигались наиболее очевидными маршрутами, т. к. эти программы не использовали пробкосервис. Начало маршрута обе программы направили по МКАД в северном направлении, затем по радиальным проспектам к ТТК: TomTom повел по Волгоградскому проспекту, а Прогород — по почти параллельному Рязанскому проспекту. Далее, на ТТК маршруты опять совпали, пройдя по ТТК в северном направлении к съезду на Шереметьевскую улицу, где расположена промежуточная точка. После ее проезда обе программы направили свои маршруты до разворота на Шереметьевской улице, после чего повели обратно к точке старта теми же путями, аналогичными своим маршрутам от старта к промежуточной точке. При этом выбор маршрута через Волгоградский проспект, сделанный TomTom, оказался более правильным, нежели выбор ПроГорода, т. к. общее время движения к промежуточной точке и возврата назад для TomTom составило, соответственно, 1:32 и 1:20, а Прогород — 1:43 и 1:53. Таким образом, разница составила 12 минут в первой части маршрута и 33 минуты во второй части маршрута (итого 44 минуты).

В сравнении с «безпробковыми» системами интересным выглядит результат команды «PocketGIS», ехавшей по карте OSM со стратегией «Компромисс». Система избрала маршрут похожий на маршруты TomTom и Прогород, однако при движении к промежуточной точке, он пролегал через Рязанский проспект, совпав с маршрутом Прогорода, а при возвращении — через Волгоградский проспект, совпав с обратным маршрутом TomTom. При этом команда «PocketGIS» проехала первую часть за 1:29, вторую часть — за 1:16.

Примечательно, что команда PocketGIS преодолела первую половину маршрута быстрее Прогорода на 14 минут, несмотря на то, что маршруты практически совпадали. Возможно, сыграло роль то, что команда PocketGIS, стартовав на 7 минут позже других (по техническим причинам — из-за опоздания наблюдателя), догнала команду Прогорода благодаря более удачному моменту проезда светофоров, а также выбирая более правильные ряды для движения на загруженных участках. Также не исключается и возможная положительная динамика изменения ситуации на каком-либо загруженном участке маршрута или даже нескольких участках.

Однако наиболее впечатляющий результат показала команда «PocketGIS-2», преодолев и первую, и вторую половины пути за существенно меньшее время, нежели все остальные участники тестирования. Первая половина пути была преодолена за 1:09, вторая — за 1:16. Примечательно, что длина общая длина маршрута была максимальной относительно маршрутов других участников. Данная команда использовала «самую быструю» стратегию маршрута (ее название «Быстрее»), поэтому маршрут оптимизировался программой именно с позиции минимизации времени ценой любого увеличения длины маршрута. С точки зрения целей тестирования это более «правильная» стратегия маршрута, нежели стратегия «Компромисс», выбранная первой группок «PocketGIS», использующей карту OSM. Ключевым преимуществом основной части маршрута к промежуточной точке явился выбор маршрута через МКАД и Ярославское шоссе. Несмотря на большую протяженность такого участка, команда проехала его быстро и без проблем, что и обеспечило главный выигрыш во времени по сравнению с другими участниками теста. Таким образом, система нашла действительно эффективный по времени маршрут. Помимо этого, маршрут увел команду с Ярославского шоссе к ВВЦ, выведя ее на Шереметьевскую улицу через 1-ю Останкинскую и Новомосковскую улицы. По отзывам наблюдателей, такой маршрут совсем неочевиден для обычного водителя: как путь через Ярославку, так и остальной маршрут до промежуточной точки, т. к. более логичными кажутся варианты пути через Звездный бульвар или улицу Академика Королева. Это наглядно показало как антипробковые системы могут предлагать неожиданно интересные и эффективные маршруты в реальных дорожных условиях.

Обратный путь команды «PocketGIS-2» был не менее интересен. Рассмотрим его подробно.

Начало пути назад было классическим: команда, проехав промежуточную точку, доехала по Шереметьевской улице до ТТК, повернув далее на внутреннюю сторону ТТК. Таким же образом поступили и многие другие программы, проведя «свои» команды по ТТК до Рязанского или Волгоградского проспектов. Маршрут команды «PocketGIS-2» также вел на Рязанский проспект (как и обратные маршруты команд «Навиком» и «Прогород»), однако выезд на Рязанский проспект был очень нестандартным. Маршрут «съехал» с ТТК не над Нижегородской улицей (которая затем «перетекает» в Рязанский проспект), а над шоссе Энтузиастов, тем самым приведя команду на Старообрядческую улицу, идущую практически параллельно ТТК. Она перетекает в улицу Рогожский Поселок, которая, в свою очередь, имеет боковой выезд прямо на Нижегородскую улицу, но… в сторону центра города! Собственно, объезд был «спровоцирован» пробкой на съезд на Нижегородскую улицу в сторону Рязанского проспекта и пробкой на самой ТТК. Однако, попав на Нижегородскую улицу, необходимо найти где и как развернуться, чтобы очутиться на правильном направлении. При этом нужно наиболее быстро преодолеть пробку, связанную со слиянием 4-х потоков: потоком по Рязанскому проспекту из центра, двумя съездами с ТТК (один — с внутренней, другой — с внешней стороны) и одним выездом из прилегающего микрорайона. Программа выбрала оригинальный способ сложного «разворота» целым рядом маневров, многие из которых неочевидны. В месте развязки ТТК с Нижегородской улицей, программа предложила ехать не по Нижегородской улице до первого разворота на ней, а заехать на «петлю» на дорогу, выводящую на внешнюю сторону ТТК, затем предложив съехать с этой дороги в микрорайон (до ее соединения с ТТК). Проделав еще одну «петлю» по нескольким небольшим улицам того микрорайона, команда оказалась на специальном выезде из микрорайона на Нижегородскую улицу. Этот выезд загружен меньше альтернативных выездов той развязки, т. к. он недоступен основным потокам автомобилей, выезжающих с ТТК.

Итак, оказавшись на Нижегородской улице в нужном направлении, и преодолев наиболее проблемную пробку на участке от выезда на Нижегородскую улицу до проезда всех съездов с ТТК, обнаружилось, что маршрут предложил еще один серьезный объезд пробки, протянувшейся до конца Нижегородской улицы. Это объезд через Новохохловскую улицу и часть Газгольдерной улицы за торговым комплексом Ашан. Далее, маршрут вернулся на Рязанский проспект, вплоть пересечения с улицей Академика Скрябина, после чего по этой улице маршрут вывел на Волгоградский проспект. Программа выбрала этот путь, посчитав проезд до МКАД по Академика Скрябина, затем по участку Волгоградского проспекта более быстрым по времени, нежели «классический» маршрут по Рязанскому проспекту до МКАД и далее по МКАД. Это сэкономило время на проезд образовавшейся пробки на МКАД, «избавив» команду от проезда участка пробки на МКАД между Рязанским и Волгоградским проспектами. Далее, маршрут прошел стандартно до точки назначения.

Несмотря на победу, следует отметить, что выбранный день тестирования для команд PocketGIS был далеко не самым удачным, т. к. опасения вызывали следующие факторы:

  • Карта Геоцентр-Консалтинг (в дальнейшем, для краткости, «ГЦ») являлась старой — на тот момент ей «исполнилось» 2 года. Связано это с тем, что сотрудничество между ГЦ и автором систем PocketGIS и Пробковорот было прекращено примерно в то время. Однако даже такая старая карта во многом не теряет актуальность благодаря возможности через сервер Пробковорота устанавливать запреты на запрещенные после издания карты маневры и проезды.
  • Карта OSM стала поддерживаться Пробковоротом и программой PocketGIS лишь за месяц до проведения соревнования. В момент запуска Пробковорота на картах OSM для Москвы те содержали массу недочетов и ошибок, однако запуск PocketGIS и Пробковорота с картами OSM привлек массу тестеров, которые стали оперативно исправлять ошибки и недочеты карты. Таким образом, к моменту соревнования состояние карты несколько улучшилось, но лишь частично — настолько, насколько тестеры смогли заметить и исправить ошибки за месяц с момента запуска поддержки карт OSM. Поэтому были сомнения, насколько адекватна будет маршрутизация по такой, еще «сырой», карте.

·

English  Русский 
Блог / Новости



© Вобис Компьютер .